Альтернативная и дополнительная коммуникация

ААС – Альтернативная и аугментативная (поддерживающая, расширяющая, дополнительная) коммуникация – это термин, который включает методы, используемые для понимания вербальных сообщений людьми с отсутствием или существенными ограничениями устной речи. AAС используется людьми с недостаточно сформированной устной речью, с тяжелыми речевыми нарушениями, вызванными врождёнными заболеваниями, такими как церебральный паралич, интеллектуальные проблемы и аутизм и приобретенными, такими как амиотрофический склероз и болезнь Паркинсона. AAС может быть постоянным дополнением к коммуникации человека или применяется временно. Современное использование AAС началось в 1950-х лицами, утратившими способность говорить вследствие оперативных вмешательств. В течение 1960-х и 1970-х годов, с возникновением на Западе движения по социализации людей с ограниченными возможностями в общество, выросла потребность в развитии их коммуникативных навыков с помощью жестов и графических символов. Только в 1980-х годах AAС начала появляться в качестве самостоятельной области. Новейшие технологии, включая карманные компьютеры и синтезаторы речи, коммуникационные устройства, продуцирующие речь обеспечили возможность коммуникации лицам с физическими ограничениями.

Системы AAС разнообразны: коммуникация с помощью движений тела и жестов, а также коммуникация с использованием специальных средств – от картинок и коммуникативных досок до устройств, производящих речь. Символы, используемые в AAС, включают жесты, фотографии, картинки, пиктограммы, надписи и слова, которые могут использоваться одни или в комбинации. Специальные устройства, приспособленные к различным частям тела, адаптированные джойстики и приборы, отслеживающие движения глаз могут использоваться для непосредственного выбора, а кнопка доступного для использования выключателя часто используется для косвенного выбора. Передача сообщений путём выбора ответов обычно намного медленнее, чем разговорная коммуникация, поэтому количество требуемых выборов нужно сократить. Для этого пользователю предлагают предположения (слова, фразы) и более длинные голосовые сообщения, записанные в памяти коммуникатора человеком, владеющим речью или созданные синтетическим способом (оцифрованная речь).

Исследования показывают, что использование AAС не препятствует развитию речи у детей и, наоборот способствуют увеличению вербальной речи. В мировой практике люди — пользователи ААС, бывают достаточно успешны в обществе, несмотря на проблемы с ограниченностью речи и занятостью на рынке труда.

Конвенция о правах инвалидов определяет аугментативную и альтернативную коммуникацию как один из способов коммуникации с использованием языка, текстов, азбуки Брайля, тактильного общения, крупного шрифта, доступных мультимедийных средств, равно как печатных материалов, аудиосредств, обычного языка, чтецов, а также усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, включая доступную информационно-коммуникационную технологию.

***